Понедельник, 14.07.2025, 17:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Материалы для подготовки к выполнению части С2 ГИА

Известны примерные темы сочинений, это высказывания известных писателей о русском языке. Важно выделить ключевое слово высказывания. Если речь идет о грамматике, нужно вспомнить, что именно относится к грамматическим явлениям (вам помогут материалы КИМа – это задания В2,В4,В5,В7). 

Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский

Грамматика – совокупность закономерностей,  регулирующих правильность построения слов, высказываний, текста. Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Грамматические средства: окончания  глаголов(пишЕТЕ), формообразующие суффиксы приукрасил – приукрасить), ударение, вспомогательные слова – пусть, будут, порядок слов.

Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский

Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин

Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить .Чащу всего связывается с точностью словоупотребления .К неточности речи приводит незнание грамматики русского языка ,нарушение логической последовательности.
Правильность словоупотребления. Стиль, стилистические оттенки. Слово с определенным значением используется в определенных условиях, предложениях текста того или иного стиля.

Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня

Глаголы пов.н: принеси(приказ) употребляются в побудит.пр.

Усл.: если бы.

Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Лексика.Синт.- наука о строении предложений и словосочетаний. Грамматика состоит из морфологии и синтаксиса.

Зн.препинания- это точка, запятая, многоточии, тире. Знаки препинания разделяют предложения, части предложений, указывают на интонацию, вносят дополнительную эмоциональную окраску.

Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия

Диалог- это разговор двух или более лиц.

Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский.

Точность как признак культурной речи определяется умением четко и ясно мыслить, это знание предмета речи и законов русского языка. Точность речи – точность словоупотребления. К неточности речи ведет нарушение логической последовательности. Точность речи нарушается также в результате недосточного знания особенностей русского языка: употребление слов в нествойственном значении; неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов.

Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин

Слово, словосочетание, предложение. Точность словоупотребления.Это  правильное словоупотребление  в предложении.

Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский

Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров

Лексика, грамматика

Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий

Эпитеты – красочные определения (слащавый голос, золотая осень)

Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина

Выразительность, грамматика

Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский

Знаменательные слова –сущ, прилаг., кот.обозначают   , а мест. – указывают, поэтому слова-заместители.

Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский

С.- наука о строении словосочетании и предложения.

Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова

Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор

Лексика

Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков

Богатство и В. Рус.яз. принадлежит к числу наиболее развитых и  языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Лекс.богатство р.яз. отражено в различных лингистических словарях. Богатство р.яз.определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью. Многозначность требует вдумчиового отношения к слову. Она может быть использована как прием обогащения содержания речи.

В. Создается с помощью отбора языковых средств. В художественной и публицистической речи употребляются тропы ( эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы, литоты), слова и выражения эмоционально-оценочной окраски и слова в переносном значении, грамматические формы и категории: настоящее время глагола в значении прошедшего, сослагательное наклонение в функции повелительно наклонения (сходил бы в магазин).

Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин

Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц

Лексика,Грамматика

Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Грамматика

Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова

Грамматика

Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик

Выразительность

Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский

Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов

Синонимия служит важным источником обогащения речи. Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Помимо дифференцирующей функции, С. могут выполнять стилистическую функцию, т.е придавать речи разговорный или книжный характер, выражать положительную или отрицательную экспрессию. С., отличающиеся стилистической окраской, наз-ся стилистическими.

Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский

Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов

Грамматика,синтаксис

Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой

Лексика Грамматика

Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов

Лексика Грамматика

 

Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр

Лексика "Нет ничего такого, что нельзя было бы вложить в простые ясные слова»,- писал Горький

Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка.

Ф.ярко, эмоционально описывают

- особенности душевного состояния, поведения человека, его поступки, действия, помогают легче их представить;

- отношение человека к окружающему миру;

- позволяют индивидуализировать речь героев, сделать язык насыщенным, колоритным.

Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко Лексика Грамматика

Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко Лексика Грамматика Стили речи

Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко

Выразительность

Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина

Образцы сочинений.

Сочинение по высказыванию Л.В.Успенского (т.1).

 

            На мой взгляд, Л.В.Успенский говорит о единстве содержания формы языка. Без грамматики мы бы не смогли составить связные предложения. Именно грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

            Чтобы показать душевное состояние героини, автор предложенного для анализа текста Ю.Бондарев в самом начале повествования (предложение 1) использует безличное предложение в составе сложного: «…мне не спалось».

            Также автором используется диалог, разговор двух лиц, который показывает отношения отца и дочери, основанные на доверительных чувствах, любви (предложения 13, 14, 16 -18, 23).

            Таким образом, я доказала верность высказывания Успенского.

 

Сочинение по высказыванию Горького (т.31)

 

            «Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова», - писал М.Горький. Попробую разобраться в смысле этого высказывания.

            Действительно, при помощи слова можно выразить любую мысль. Рассмотрим лексические явления в тексте А.Гайдара. Подчеркивая индивидуальность речи Гейки, писатель употребляет фразеологизм «говорил правду в лицо» (предложение 4).

            Для того чтобы достоверно показать обсуждение ситуации членов «странной команды», автор в диалогической речи героев использует просторечные слова: «врезал», «сунул», «поколотил» (предложения 22,24,25,30).

            Таким образом, я смогла доказать справедливость слов Горького.

 

Сочинение по статье Литературной энциклопедии (т. 6)

 

            В одной из статей Литературной энциклопедии говорится следующее: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Попробую разобраться в смысле этого высказывания.

            В отрывке из притчи-сказки А.Экзюпери «Маленький принц», предложенном для анализа, повествуется о том, как встретились Маленький принц и Лис. Оба они были одинокими и мечтали найти друзей. Эволюция отношений героев передана автором с помощью диалога, разговора двух лиц. Например, предложения 32 – 35, 38 – 41.

            Маленький принц и Лис вежливы, поэтому они употребляют в своей речи такие слова, как «здравствуй» и «пожалуйста». Это помогает им быстрее найти общий язык друг с другом.

            Исходя из вышесказанного, мной доказан тезис, изложенный в Литературной энциклопедии.

 

            Тексты взяты из  сборников вариантов заданий для подготовки к ГИА И.П.Цыбулько и А.Ю.Кузнецова (Москва).

Категория: Мои статьи | Добавил: lalit (14.04.2013)
Просмотров: 6987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: