План-конспект
урока русского языка в 5 классе
Тема: Суффикс
(для конкурса «Урок Универсиады»)
Видео-презентация урока
Место
проведения занятия: Школа.
Техническое оборудование и материальное обеспечение урока:
компьютер, интерактивная
доска, проектор, звуковые колонки, презентация
в формате PowerPoint, тесты,
раздаточные карточки-тесты, кластеры.
Тема: Суффикс.
Цель:
повторить определение суффикса, отработать действия по выделению из основы
суффикса, помочь учащимся осмыслить словообразующую роль суффикса.
Задачи:
- Обучающие:
o научиться узнавать суффиксы: –чик-, -щик-, -тель, -енок, -ист, -иц-, -к-;
o научить правильно писать суффиксы: –тель, -ист;
·
Развивающие:
o развивать орфографическую зоркость, зрительную память,
творческие способности учащихся;
·
Воспитательные:
o вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у
учащихся уважение и любовь к родному языку и родному краю;
·
Коррекционные:
o преодолеть пассивность деятельности ребенка и
пробудить желание к взаимодействию, развивать коммуникабельность и
доброжелательность общения, способность к контакту;
·
Задача
социализации и метапредметного подхода: параллельно
с реализацией предыдущих поставленных задач в спроектированном уроке
используется принцип активизации и стимулирования творческого потенциала
учеников через ознакомление их с текущими социальными процессами, с краткими
обращениями к истории и традициям родного края. Опорным элементом социализации
урока является тема предстоящей ХХVII Всемирной Универсиады в 2013г., которая
будет проводится в г. Казани.
Урок рассчитан на метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение
формировать целостную картину мира и надпредметные компетенции.
Методы обучения:
1. Репродуктивный (для формирования триады:
знания-умения-навыки):
- Знать правила
употребления суффиксов;
- Уметь применять
полученные знания;
- Формировать навык
осмысленного использования суффиксов в связанной речи.
2. Наглядный – для развития наблюдательности,
повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических
умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме: «Суффикс».
Приёмы обучения:
1. Открытие
темы урока;
2. Создание ситуации затруднения «Как превратить названия видов спорта в
спортсмена?»;
3. Лингвистический эксперимент;
4. Беседа, сопровождаемая проблемными вопросами;
5.
Работа с текстом;
6. Устный «Лексический диктант»;
7. Лингвистическая
игра «Горка».
Ход урока
В начале урока учащимся предлагаю посмотреть на изобразительный
ряд: стадион, университет, футбол, фехтование, игра, Казань, стрельба.
Демонстрируется
слайд №4 (изобразительный ряд – суффикс).
- Ребята, запишите
первые буквы в словах. Что
получается?
(слово «суффикс»).
Демонстрируется
слайд №5 (изобразительный ряд – суффикс).
- Сегодня мы говорим о суффиксах – такова тема нашего урока.
Запись темы: «Суффикс».
- Вспомните, что вы знаете о суффиксе?
Демонстрируется
слайд №6 (определение суффикса).
- Давайте еще раз посмотрим фотографии.
Демонстрируется
слайд №7 (изобразительный ряд – суффикс).
- Какая общая тема их объединяет? (спорт, движение). А университет? Казань? Правильно, Универсиада.
- Мы гордимся тем, что в нашем прекрасном городе, третьей столице России, в июле 2013 года будет проходить ХХVII Всемирная Универсиада – спортивные состязания студентов.
Демонстрация слайда №8 (логотип универсиады).
- Скажите, есть ли в слове «котенок» суффикс? (уменьшительно-ласкательный суффикс -енок).
- Назовите слова с таким же суффиксом (предполагаемые ответы: ребенок, утенок, жеребенок и.т.д.).
- Ребята, а среди вас есть спортсмены? Поднимите руки те, кто занимается спортом.
- В Казани будут состязаться спортсмены в 27 видах спорта: баскетбол, водное поло, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, прыжки в воду, спортивная гимнастика, теннис, фехтование, футбол, художественная гимнастика, бокс, борьба, борьба на поясах, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, пляжный волейбол, стрельба, тяжелая атлетика, хоккей на траве, самбо, синхронное плавание, регби, бадминтон, шахматы ...
Хочу обратить особое внимание на то, что на ХХVII Всемирной Универсиаде в перечень видов спорта включена борьба на поясах куреш, подобная национальной татарской борьбе кереш.
Лингвистический эксперимент.
- Ребята напишите в тетради слово – футболист.
- Теперь обведите кружком три последние буквы.
- Какое слово вы можете прочитать за пределами кружка? Правильно это слово – футбол.
- Как же образовалось новое слово? ( образовалось за счет прибавления суффикса –ист).
- Поздравляю вас. В результате поставленного эксперимента вы самостоятельно открыли способ образования слов в русском языке. Называется он суффиксальный способ образования.
Словарно-орфографическая работа.
Демонстрация слайда №9 (Суффиксальный способ образования – образование слов с помощью суффиксов).
- Применим
открытый вами способ словообразования. Превратим названия видов спорта в
спортсменов.
Демонстрируется слайд №10 (Перечень
видов спорта).
Какой
суффикс следует добавить?
Правильно, -ист.
Демонстрируется слайд №11.
- Перепишите в свои тетради любые три слова, которые
обозначают лица, занимающихся спортом.
- Кто догадается, что обозначает суффикс
- ист? (указывает на человека
по роду занятий). Составьте предложение с любым из образованных слов.
-
Мы с вами записали слова, обозначающие лиц, занимающихся спортом. К какому роду эти слова относятся? (Правильный
ответ: «К мужскому роду»)._
-
Как назовем девушку-спортсменку, которая занимается волейболом? (Правильный
ответ: «Волейболистка»).
-
А как образовалось это новое слово? (при
помощи суффикса -к-)
Демонстрируется слайд №12.
-
Образуйте от данных слов новые слова при
помощи суффикса -к-.
Далее работа в парах (взаимопроверка).
Демонстрируется слайд №13 (правильное словообразование).
- Сколько суффиксов в новых словах? Правильно, оказывается,
в слове может быть не только один суффикс.
Динамическая
пауза в сопровождении песни «Хорошо
спортсменом быть» (Внимание,
гиперссылка,
нажать Ctrl, навести на название песни, нажать левую кнопку
мышки) сл. А. Жарова, музыка В. Мурадели.
Демонстрируется
слайд №14 с текстом песни «Хорошо
спортсменом быть».
- Ребята,
а где будут играть в футбол, волейбол, баскетбол спортсмены и спортсменки?
Правильно, на стадионе.
-
Хотите узнать, как произошло это слово?
Демонстрируется слайд №15 (текст о
происхождении слова стадион).
-
Перепишите второе предложение. Найдите в
этом предложении однокоренные слова («красоту», «красивыми»). Определите части
речи этих слов («красоту» - существительное, «красивыми» -
прилагательное). Получается, что при
помощи суффикса от одной части речи могут образовываться слова другой части
речи.
-
Найдите прилагательные (далекие, современных, красивыми, крепкие, ловкие,
коротком).
-
Какие суффиксы характерны для прилагательных? (-ек, -енн, -ив, -к).
-
Найдите глаголы (провели, ценили, проводить, произошло).
-
Какие суффиксы характерны для глаголов? (-е-, -и-, -л-).
Итак,
для каждой части речи характерны свои суффиксы.
- Специально
к Универсиаде будет построено множество новых спортивных объектов:
·
Футбольный стадион
на 45 тысяч мест;
·
Центр волейбола;
·
Дворец Водных
видов спорта;
·
Академия Тенниса;
·
Дворец
единоборств «Ак Барс»;
·
Бассейн
«Буревестник»;
спортивные
комплексы
·
«Тезуче»;
·
«Зилант»;
·
«Олимпиец»,
и
множество других спортивных сооружений, которые можно увидеть на сайте http://kazan2013.ru/ .
Демонстрируется слайды № 16, 17 (объекты
универсиады).
- А кто эти объекты строит? Назовите профессию (Ответ:
«Строитель»).
-Верно, это
слово образовано при помощи суффикса –тель, который обозначает название лица
по его действию. Запишите в столбик
слова (под диктовку).
Демонстрируется слайд №18:
- Образуйте
от данных слов с помощью этого суффикса –тель новые слова.
- Проверьте себя (демонстрируется слайд с правильными
вариантами словообразования).
Демонстрируется слайд №19:
- Также
на объектах Универсиады трудятся люди разных профессий. Я думаю, будет нетрудно
догадаться, кто …
Устный «лексический диктант».
Рабочий,
специалист по бетонным работам – бетонщик.
Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.
Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.
- А также грузчик, забойщик, разносчик.
- Правильно, эти слова обозначают человека по
профессии и роду занятий.
А теперь
покатаемся на лыжах.
Лингвистическая
игра «Горка»
(Способствует развитию
навыка словообразования и подбора
родственных слов).
Описание
игры:
В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах.
Но оказалось, что забраться на эту горку
и прокатиться с нее может только тот, кто правильно впишет недостающие
буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое
является для всех общим, указано, надо лишь найти верное продолжение.
Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.
Демонстрация
слайда №21.
- Проверьте себя (демонстрируется
слайд №22 с правильным результатом).
- А теперь ребята вспомним все, что вы узнали нового о
словообразовании при помощи суффикса.
- Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы? (Ответ: «Для образования новых
слов»). Какие суффиксы указывают на человека по роду его занятий ? (Ответ: -ист, -чик, -щик). Какой суффикс обозначает название лица по его
действию? (Ответ: -тель).
Демонстрируется
слайд №23, ученикам раздаются памятки-
«суффикс-кластер».
- С помощью этого кластера дайте ответ на вопрос:
какие суффиксы характерны для существительных, прилагательных, глаголов?
Демонстрируется
слайд №24, ученикам раздаются карточки с тестом.
- Проверьте себя (демонстрируется
слайд №25 с правильными ответами).
Вы так же ознакомились с краткой
информацией о ХХVII Всемирной Универсиаде 2013г. Если хотите больше узнать об
этом спортивном празднике, вы можете посмотреть подробную информацию на сайте
Универсиады http://kazan2013.ru/, а также принять в нем непосредственное участие вместе
со своими родителями, братьями и сестрами как Волонтёры (фр. volontaire, от лат. Voluntarius – человек, который добровольно
помогает без расчёта на денежное вознаграждение). Желаю вам здоровья и успехов.
Спасибо за внимание.
С детальной справочной информацией по суффиксам можно ознакомиться здесь.