Суббота, 12.07.2025, 02:28
Приветствую Вас, Гость

Cистема заданий по выполнению части С ЕГЭ

Иногда ученикам трудно определить проблему текста. Предлагаю систему заданий по выполнению части С  (из опыта своей работы).

Исходный текст.

(1)Лежать на траве. (2)Опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки…

(3)Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. (4)Улетаешь и тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. (5)Так тонет свинцовая гирька, если  ее положить на поверхность моря. (6)Так тонет напряженный воздушный шарик, выпущенный из рук. (7)Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба? (8)Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.(9)Еще минуту тому назад я шел по косогору и был причастен разным земным предметам. (10)Я, конечно, в том числе  видел и небо, как можно видеть его из домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло автомобиля, над крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто идешь по луговой тропе, по краю оврага, по косогору.         (11)Но это еще не значит – видеть небо.

(12)Тут вместе с небом видишь и еще что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность. (13) Каждая земная подробность оставляет на себе частицу твоего внимания, твоего сознания, твоей души. (14) Вот тропа огибает большой валун. (15) Вот птица вспорхнула из можжевелового куста. (16)Вот цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля.

(17)Ты идешь, а окрестный мир снабжает тебя информацией. (18)Это … информация. (19)Она не похожа на радиоприемник, который ты не волен выключить. (20) Или на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. (21)Или на телевизор, от которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя под влиянием все той же информации апатии. (22) Или на вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены городские улицы.

(23)Это иная, очень тактичная, я бы даже сказал - ласковая информация. (24)От нее не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессонница. (25)Но все же внимание твое рассеивается лучами от одной точки ко многим точкам. (26) Один лучик – к ромашке (не погадать ли – и тут далеко уводящая цепочка ассоциаций), второй лучик – к березе («чета белеющих берез»), третий лучик – к лесной опушке («когда в листве сырой и ржавой рябины заалеет гроздь»), четвертый – к  летящей птице («Сердце – летящая птица, сердце – щемящая лень»). (27)И пошла лучиться, дробиться душа, не скудея, не истощаясь от такого дробления, но все же и не сосредотачиваясь от многих точек к одной, как это бывает в минуты творчества, в минуты, вероятно, молитвы, да еще вот когда останешься один на один с бездонным небом. (28)Но для этого надо опрокинуться в летнюю траву и раскинуть руки.

(29)…И так лежать на траве. (30)Но почему именно на траве? (31)Что же, если не нравится, ложитесь на пыльную дорогу, на кирпичи, на обрезки железа, на кучу минерального удобрения, на сучковые доски. (32)Можно, конечно, расстелить на земле плащ. (33)Но я бы советовал – на траве. (34)Эти минуты сделаются, может быть, лучшими, памятными минутами вашей жизни.

(По В.Солоухину)

Для того, чтобы успешно выполнить задания части С, очень важно понять исходный текст, то есть выяснить, о чем пишет автор, что его тревожит, над чем он размышляет, какими мыслями и чувствами он хочет поделиться с читателями.

Выделяем ключевые (опорные) слова.

Траваулетаешь, тонешь
синее небо, бездонное небовидеть небо
легкость, стремительностьдуша
валун, цветок,  птицалежать на траве
можжевеловый кустласковая информация
ромашка, березкалучшие, памятные
лесная опушкаминуты жизни


Объединяем получившиеся блоки:

ПРИРОДАЧЕЛОВЕК                    

Итак, теперь несложно выделить проблемы: восприятие человеком природы, влияние природы на человека.

Формулируем  проблему в виде вопроса: «Может ли природа (трава, синева неба, березка, ромашка), наблюдение за ее «подробностями» сделать жизнь человека лучше? Об этом размышляет В.Солоухин в предложенном для анализа тексте». Не  стоит перегружать сочинение длинными вступлениями – не каждому они под силу, написанного вполне достаточно, чтобы получить 1 балл по К1. Не забываем упомянуть автора (назвать его фамилию) –  отсутствие вышесказанного может повлечь потерю балла по К11(соблюдение этических норм). Советуем ученикам: используя информацию об авторе текста, не переусердствуйте: если указано «известный», не пишите «великий», не стоит переписывать также всю информацию об авторе. Еще один вариант определения проблемы текста: «Может ли наблюдение за природой возвысить человека, повлиять на его духовное развитие? Этот вопрос возникает при прочтении текста В.Солоухина».

При комментировании проблемы текста задаем вопросы: что делает автор исходного текста, на какие аспекты проблемы он обращает внимание, что особенно волнует пишущего, как он это делает.  Не сбиваемся на пересказ! Подсказкой служит задание В8 (ни в коем случае не переписываем слово в слово): «Вступая в разговор с читателем, В.Солоухин использует такой прием, как…» Итак, варианты фрагмента комментария: «Комментируя эту проблему, считаю необходимым отметить следующее. Используя глаголы 2 лица единственного числа («видишь», «идешь»), автор неторопливо ведет доверительную беседу с читателем. Солоухин с любовью описывает то, что его окружает: тропу, огибающую валун, птицу, цветок, «беспредельное» синее небо. Писатель считает, что «окрестный мир» снабжает человека особой, «ласковой» информацией, от которой «дробиться душа». Автор текста исподволь подводит читателя к мысли о том, что  минуты наслаждения природой «сделаются … лучшими, памятными минутами жизни людей». Еще один фрагмент комментария: «Используя глаголы 2 лица единственного числа (видишь», «идешь»), автор неторопливо ведет доверительную беседу с читателем. Солоухин считает, что  все живое, окружающее нас, минуты наблюдения за этим живым, наполняют состоянием спокойствия и счастья».

 Последние предложения в приведенных            вариантах комментариев можно отнести к определению позиции автора. Мы ответили на следующие вопросы: «Какова цель высказывания автора? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора ключевыми, главными? Чему учит текст?» Главное: формулируем авторскую, а не свою позицию, не приписываем автору мысли, которых нет в тексте. Можно использовать следующий шаблон: «Позиция автора по затронутым вопросам очевидна».

Далее высказываем собственное мнение и аргументируем его: «Нельзя не согласиться с мнением автора. Примеры из художественной литературы убеждают нас в том, что природа благотворно влияет на душу человека. Вспомним, как начинается «Гроза» Островского: Кулигин любуется волжским пейзажем: «Восторг!» Этот волжский пейзаж является антитезой уродливой жизни города Калинова. А в «Слове о полку Игореве» природа наделяется автором человеческими чувствами: способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских воинов о несчастьях, переживает с ними горе и радость. Наташа Ростова,  героиня  романа «Война и мир» Л.Н.Толстого, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: ее окрыляет увиденное. Для Андрея Болконского, также одного из главных героев «Войны и мира», мысль о том, что он может воскреснуть к новой жизни, любви, деятельности, была ему неприятна. Поэтому, увидев на краю дороги старый корявый дуб, как будто не желающий расцветать и покрываться новыми листьям, князь Андрей соглашается с ним: «Наша жизнь кончена!» После встречи с Наташей (его встревожила неистребимая жажда жизни, умение быть счастливой) иными глазами смотрит вокруг себя, и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Итак, изменения,  произошедшие в душе князя, связаны с красотой и величием могучего дерева. Вспомним также, что А.П.Чехов, мастер тонких по настроению, одухотворенных картин природы, умеющий чутко улавливать и живо передавать эмоциональное состояние пейзажа, его тесную связь с жизнью людей, верил в единство и неразрывность человека с природой».

Следует предупредить выпускников, что при аргументации примеров из литературы необходимо правильно назвать автора, героев, обрисовать ситуацию. Учитываем и то, что в некоторых источниках Интернета, публикующих готовые литературные примеры, содержатся ошибки: например, героиня Настена из повести В.Распутина «Живи и помни» названа Матреной; дети героя «Старшего сына» Вампилова названы равнодушными, бесчувственными.

Нам остается закончить сочинение: «Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: окружающий мир полон особой, «радостной» информацией, которая человека, способного ее «прочитать», делает счастливым».

Хочется также поделиться еще одной находкой. Начиная готовиться к сочинению в 10 классе, заводим с учениками тетрадь «Банк аргументов» (достаточно 12 – 18 листов). На каждой странице пишем заголовок: «Человек и природа», «Война», «Проблема любви», «Отцы и дети» и др. При изучении художественных и публицистических произведений, при написании  докладов, рефератов, исследовательских работ, подготовке к внеклассным мероприятиям тетрадь заполняется заготовками аргументов.