Конспект открытого урока русского языка
в 8 классе
Тема: «Комплексный анализ текста». «Память – это
преодоление времени» (Д.С.Лихачев).
Цели:
§ совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
§ закрепление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствование навыков конструирования текстов;
§ формирование нравственных идеалов учащихся; здорового жизненного стиля;
§ помочь каждому стать лучше, больше знать; убедить в том, что человек должен самосовершенствоваться ( т.ч. и на основе краеведческого материала).
Оборудование: компьютер, компьютерный проектор слайдов, раздаточный материал, запись песни А.Городницкого «Песня Манкурта».
Ход урока
Ход урока сопровождается демонстрацией слайдов.
Учитель читает «Легенду о Манкурте» (звучит мелодия): Предание гласит, что жуаньжуаны уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Верблюжью шкуру в парном виде напяливали на обритые головы. Многие погибали не от голода и жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове сыромятной верблюжьей кожей. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Последние испытания сопровождались полным помутнением рассудка. Оставшегося в живых поили водой и со временем возвращали ему силу. Это и был раб манкурт, насильно лишенный памяти и потому весьма ценный. Манкурт не знал, кто он, откуда родом, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – то есть не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Манкурт, как собака, признавал только своего хозяина. Все его помыслы сводились только к утолению чрева. Порученное дело исполнял слепо и усердно.
Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред для устрашения духа, нежели отбить человеку память, разрушить в нем разум, вырвать корни того, что прибывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. Но жуаньжуаны посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося тем самым человеческой натуре тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.
Найман Анна, мать раба, превращенного в манкурта, случайно узнала, что сын жив и отправилась на его поиски. Много понадобилось сил и терпения матери, чтобы отыскать сына.
- Сын мой, родной! А я ищу тебя кругом! -
Она бросилась к нему. – Я твоя мать!
Но ее появление не произвело на манкурта никакого действия. Он даже не спросил, кто она такая и почему плачет.
- Ты узнаешь меня? – спросила мать.
Манкурт отрицательно покачал головой.
- А как тебя звать?
- Манкурт, - ответил он.
- А прежнее свое имя помнишь? Вспомни свое настоящее имя.
Манкурт молчал.
- А как звали твоего отца? А сам ты кто, откуда родом? Где ты родился?
Нет, ничего он не помнил и ничего не знал. Горести матери никак не трогали манкурта.
- Можно отнять землю, можно отнять и жизнь, - проговорила она, - но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! Разве мало зла на земле? Твое имя Жолман. Ты слышишь? А отца твоего звали Доненбай. Он тебя учил стрелять из лука. А я твоя мать. А ты мой сын. Ты из племени найманов, понял?
Несколько дней приезжала к нему мать на белой верблюдице, рассказывала о племени, об отце, кормила его из своих припасов, пела колыбельные песни.
Однажды ее заметил хозяин манкурта. Он вложил ему в руки лук со стрелами и приказал выстрелить в женщину. Найман Ана стала медленно падать, цепляясь за шею верблюдицы. Но прежде упал с ее головы ее белый платок, который превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: "Вспомни, чей ты! Как твое имя! Твой отец Доненбай! Доненбай!» С тех пор, говорят, стала летать в сарозеках по ночам птица Доненбай.
Учитель: Это легенда о Манкурте из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…» Ваши впечатления. Согласны ли вы с автором, утверждавшим, что человек, лишенный памяти, не является «человеческим существом»? Что же, по-вашему, такое память? ( звучат мнения ребят, ученики вспоминают русские и татарские пословицы и поговорки, крылатые выражения)
Бесследно исчезнуть из памяти людей – кануть в лету.
Человек без родины своей что без песни соловей.
Без родины милой будешь птицей бескрылой.
Чужая сторона серебра полна, а все же дороже родная сторона.
Доброму – добрая память.
Помятуй добро, а зло забывай.
Работа со словарями. В.В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».
Память – способность помнить, не забывать прошлого, свойство души хранить, помнить сознанье о былом.
С.И.Ожегов «Словарь русского языка».
Память – 1. Способность сохранять и воспринимать в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
2. Воспоминание о ком-чем-нибудь.
3. То, что связано с умершим (воспоминания о нем, чувства к нему).
Учитель: Текст, с которым нам предстоит сегодня работать, так и называется: "Память». Автор этого текста – Д.С.Лихачев. Нам предстоит повторить правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов; правила пунктуации. Повторим также синтаксис и стилистику.
Учитель читает текст:
Память
- Память – одно из важнейших свойств бытия, люб… бытия: материальн…, духовн…, просто человеческ…
- С помощью памят… накаплива…тся добрый опыт, образу…тся традиция.
- Память противосто…т уничтожающ… силе времен…
- Это свойство памяти чрезвычайно важно.
- Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее.
- Но благодаря памят… прошедшее прочно вход…т настоящее, а будущее как бы предугадыва…тся настоящим, соединяя…тся с прошедшим в одну линию.
- Память – это преодоление времен…, преодоление смерти.
- В этом величайшее нравственное значение памят….9. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (Д.С.Лихачев).
Учитель: - Докажите, что это текст. (Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, имеется грамматическая завершенность, предложения связаны общей темой, определенной идеей).
- Какова тема текста? (дается образное определение памяти).
- Основная мысль, идея текста? ( Память имеет нравственное значение. «Память – преодоление времени, преодоление смерти»).
- Определите стиль текста (Публицистический. Признаки: эмоциональность, автор передает общественно-значимую информацию с одновременным воздействием на читателя, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждает к определенным поступкам).
- Молодцы, основыные признаки стилей речи назвали верно. Где мы можем встретить тексты, произведения публицистического стиля? (статьи в газетах, журналах).
- Какие стили речи вам еще известны? (художественный, научный, официально-деловой; разговорный).
-Определите тип речи. (Рассуждение).
- Какие типы речи вам еще известны (описание, повествование).
- А теперь давайте вспомним правила – правописание окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов. Вставьте пропущенные буквы на листах с текстом.
Проверка.
Память
1. Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, просто человеческого.
2. С помощью памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция.
3. Память противостоит уничтожающей силе времени
4. Это свойство памяти чрезвычайно важно.
5. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее.
6. Но благодаря памяти прошедшее прочно входит настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединяется с прошедшим в одну линию.
7. Память – это преодоление времени, преодоление смерти.
8. В этом величайшее нравственное значение памяти.(9) «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (Д.С.Лихачев).
Критерии оценок::
количество ошибок |
оценка |
нет ошибок ошибок |
5 |
1-2 |
4 |
3-4 |
3 |
Физкультминутка.
Индивидуальное задание: морфологический разбор причастия (3 предложение):
Уничтожающей (силе). Дается карточка-информатор
Морфологический разбор причастия.
- Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).
- От какого глагола образовано.
- Постоянные признаки:
- действительное или страдательное,
- возвратное или невозвратное,
- вид,
- время.
4. Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма (у страдательных причастий),
- число,
- род,
- падеж (у полных причастий).
5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Уничтожающей (силе) – причастие.
- Н.Ф. – уничтожающий.
- Образовано от глагола уничтожать.
- Постоянные признаки:
- действительное,
- невозвратное,
- несовершенный,
- настоящее время.
4. Непостоянные признаки:
- полная форма,
- единственное число,
- женский род,
- дательный падеж.
5. В предложении является определением.
Остальные ученики выполняют следующие задания:- Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2, 5 и 6. Ответ: 1и 2 – однокоренные слова, 5 и 6 – повтор.
- Найдите в предложении № 9 имена прилагательные, образованные приставочным способом. (Неблагодарный, безответственный).
- Найдите примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:
- тире между подлежащим и сказуемым. (Предложение № 1);
- запятая между однородными членами предложения (Предложения № 1, 2, 5, 6 , 9).
- Найдите в предложении № 9 слово с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне», подберите проверочное слово, дополните примерами (бескорысТные – бескорысТие, радосТный).
- Итак, мы многое успели повторить. Молодцы! Мы работали по тексту «Память» Д.С.Лихачева, слушали отрывок из романа Ч. Айтматова. А кто из наших земляков, татарских просветителей, вам знакомых, также говорил и писал о памяти культуры, заботился о том, чтобы сохранялись семейные традиции, традиции народа? (Ученики называют имя Каюма Насыри).
- Верно, Каюм Насыри. Это ученый-энциклопедист, писатель, историк-этнограф, пропагандировал здоровый образ жизни, медицинские знания. Он был и остается почитаем современниками и потомками еще и за то, что уважал и чтил память о традициях своего народа.
- Расскажите, пожалуйста, о своих семейных традициях. (Звучат рассказы учеников).
- Мы с вами убедились, что Д.С.Лихачев прав, утверждая, что «память – это преодоление времени». А теперь мы с вами посмотрим слайды, на которых собраны родословные древа ваших семей, семейные фотографии – убедимся, что ученики 8 В класса не «Иваны, не помнящие родства своего».
Звучит «Песня Манкурта» Александра Городницкого.
Домашнее задание (по выбору):
1. Написать сочинение-репортаж (по впечатлениям урока).
2. Сочинение-размышление «О чем заставила меня задуматься статья Д.С.Лихачева «Память».
3. «Семейные традиции» (сочинение-миниатюра).
4. Составить текст-задание (аналогичный тексту, анализируемому на уроке).